Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?

Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Обычная версия

Стили общения взрослого с ребенком

 

Предлагаем поговорить о том, в каком стиле взрослые общаются с детьми. Для установления контакта с любым человеком нужно уметь выбрать правильное поведение, подобрать нужную информацию, использовать необходимые жесты, мимику, то есть, определить стиль общения. Особенно это важно в общении с детьми. Почему? Потому что, неправильно выбранный стиль общения может:

- Подавить душевные и творческие порывы ребенка.

- Остановить развитие его способностей.

- Заглушить проявление индивидуальности.

- Лишить ребенка приобретения жизненно необходимых навыков и умений.

   При поступлении ребенка в детский сад, в школу, возникает новая социальная ситуация, требующая пересмотра взаимоотношений. В семье, где стиль общения выбран неправильно, творческое развитие ребенка может пойти двумя путями. Первый путь: приучившись только выполнять задания взрослых, ребенок полностью утратит способность к творчеству. Второй путь: ребенок сможет творчески раскрыться вне дома, если ему повезет, и он встретит хорошего педагога. А если не встретит, то талант может быть загублен.

   Кроме того, неправильный (или непродуктивный) стиль общения может полностью дезориентировать ребенка. Тогда истинные ценности будут подменяться ложными, пороки приниматься за добродетели, а целое будет подменяться частным и мелочным. Примеры распространенных стратегий поведения в общении взрослого с ребенком: подавляющий, высокомерный, поучающий, безвольный, подкупающий, сверхопекающий, отстраняющий, начальственный, приторный, панибратский, виноватый, обвиняющий. Общаясь с ребенком, взрослый вносит свою лепту в формирование его характера.

   В зависимости от типа воспитания и стиля общения, можно выделить различные типы детей.

Авторитетные родители – инициативные и добрые дети.

   Родители, которые любят и понимают детей, которые объясняют им что хорошо, что плохо и почему, а не наказывают. Родители, которые не опасаются лишний раз похвалить, замечая успехи, пусть, даже, небольшие у ребенка. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относятся к их запросам, однако, при этом не потакают их капризам.

   Дети таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче дается усвоение социально приемлемых и одобряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль. Им легче налаживать отношения со сверстниками.

Авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети.

   Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен беспрекословно подчиняться авторитету. Они стремятся выработать у ребенка дисциплинированность, не оставляя ему возможности для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже, если ребенок прав. Взрослый всегда прав! Жесткий контроль за поведением – основа их воспитания, которое часто не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко физических наказаний.

   У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины и страха перед наказанием и, как правило, слабый самоконтроль, если он вообще проявляется.

Попустительствующие родители – импульсивные, агрессивные дети.

   Такие родители, как правило, не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать так. Как заблагорассудится, не обращают внимания на вспышки гнева и агрессии, не требуют от них ответственности и самостоятельности.

   Такой тип воспитания приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социальные нормы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают всего нового, неожиданного, неизвестного из опасения избрать неверную форму поведения при столкновении с этим новым.

   Как складываются ваши отношения с детьми, что влияет на развитие личности ребенка? Ответы на эти вопросы можно получить, пройдя тест – игру отечественного психолога Р.Овчаровой. Инструкция: отметьте те фразы, которые Вы часто употребляете с детьми и поставьте баллы за ответы (фразы – баллы).

  1. Сколько раз тебе повторять? - 2балла.
  2. Посоветуйте мне, пожалуйста… - 2 балла
  3. Не знаю, что бы я без тебя делал? – 1 балл
  4. И в кого ты такой уродился? – 2 балла
  5. Какие у тебя замечательные друзья. – 1 балл
  6. Ну, на кого ты похож? – 2 балла
  7. Я в твое время!.. – 2 балла
  8. Ты моя опора и помощник. – 1 балл
  9. Ну, что за друзья у тебя? – 2 балла
  10. О чем ты только думаешь? 2 балла
  11. Какая ты у меня умница! – 1 балл
  12. А как ты считаешь сынок / доченька? – 1 балл
  13. У всех дети, как дети, а ты? – 2 балла
  14. Какой ты у меня сообразительный! – 1 балл

Теперь подсчитайте общее количество баллов.

7-8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют гармоничному становлению личности.

10-12 баллов – вы непоследовательны в отношениях с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда бывает откровенен с вами. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.